История

История развития католичества на калининградской земле.

997 г.

На Янтарный берег Балтийского моря в Пруссию прибыл первый миссионер епископ Войцех-Адальберт. Проповедуя христианство 23 апреля в Великую Пятницу (в день святого Георгия) Войцех-Адальберт принял мученическую смерть от рук язычников, окропив её своей кровью.

999 г.

Войцех-Адальберт канонизирован. Польский князь Болеслав Хробры выкупил тело мученика и захоронили в базилике Успения Пресвятой Девы Марии в столице в г. Гнезно. Гнезно стало центром первого польского архиепископства и кафедрой примаса Польши.

1009 г.

Бруно Кверфуртский, покинув землю Пруссии принял мученическую смерть на границы Руси и Литвы, успев описать жизнь Святого Войцеха-Адальберта.

1025 г.

Архиепископ Бруно Кверфуртский канонизирован.

1014 — 1035 гг.

Когда в очередной раз Самбией владела Дания, на месте гибели Святого Войцеха-Адальберта у деревни Тенкиттен была воздвигнута капелла в его честь.

1138 — 1149 гг.

Миссия бенедиктинцев из Плоцка.

1141 г.

Миссия чешских христиан.

1206 г.

Цистерцианский аббат Годфрид (Богухвале), направился к пруссам для освобождения своих братьев из плена и был принят ими.

1210 г.

Папа Иннокентий III буллой от 4-го сентября поручил пастырскую опеку над землями Пруссии Гнезненскому архиепископу Генриху Кетлицу.

1212 г.

Цистерцианские монахи во главе с Кристианом построили на западной окраине Пруссии первый католический монастырь.

1216 г.

18-го февраля Папа Иннокентий III назначил Кристиан из Фрейневальда первым епископ Пруссии. Он получил право устанавливать епископские кафедры. Первый кто смог крестить часть пруссов. В 1233 — 1238 гг. он был в плену у сембов. Умер в 1243г.

1236 г.

 Папа Григорий IХ уполномочил легата Вильгельма (будущий Папа Александр IV), епископа Моденского разделить территорию Восточной Пруссии на три епископства.

1243 г.

Папа Иннокентий IV 29-го июля создал три епископства: Помезанское, Варминское и Самбийское. Это фундамент и основной закон возведения католической церкви в Пруссии.

1245 г.

Папа Иннокентий IV создал архиепископство Пруссии во главе с Альбертом Зуербеером. Архиепископу не удалось основать резиденцию в Пруссии (и в Варминском и Самбийском епископствах). До 1249 г. попытки не дали результат и в 1251 г. была выбрана Рига куда он прибыл через два года.  

1251 — 1252 гг.

Титулярный епископ Теодорих (Тетвард). Из Ордена доминиканцев.

1252 — 1253 гг.

Титулярный епископ Иоганн фон Диет. Из Ордена францисканцев.

1253 — 1274 гг.

Епископ Самбии Генрих фон Штриттберг (Штрайтберг) /епископ Варминский с 1249 г./. Первый епископ Самбии. В Шоневике (будущий Фишхаузен с 1436 г.) начал строить деревянный замок, который стал резиденцией Самбийского епископа. В 1264 г. построена Альдштадтская кирха св. Николая в Кёнигсберге. Во второй половине ХIIIв. построено три католических храма (два в Кёнигсберге и один в Фишхаузене). Кёнигсберг объявлен столицей епископства (1254 г.), а Фишхаузен – резиденцией епископов. Первый польский храм в Кёнигсберге – Штайдамская кирха (основана в 1256 г.).

1276 — 1295 гг.

Епископ Самбии Кристиан фон Мюльхаузен. В 1294 г. организован Самбийский соборный капитул, который имел право выбора епископа (из его же членов).

1295 — 1310 гг.

Епископ Самбийский Зигфрид фон Рейнштейн начал основать в Шоневике город. В 1305 г. епископ подписал документ и поселок у замка Шоневик стал городом Бернардус, в ХIV назывался Бишофесхузен (нем.»дом епископа»). К 1315 г. здесь построили городскую кирху. Построили первый кафедральный собор в Кёнигсберге. 

1320 — 1344 гг.

Епископ Иоганнес Клар. В 1304 — 1320 гг. настоятель и старший священник Собора в Кёнигсберге. Начал строительство кафедрального собора на острове(где и был похоронен).   

1344 — 1358 гг.

Епископ Якобфон Блудау. С 1334 г. старший священник Кафедрального собора. В 1353 г. заложена Церковь Святого креста в Красноторовке.

1358 — 1378 гг.

Епископ Самбии Бартоломеус фон Радам. До 1350 года в Восточной Пруссии построено 35 католических храмов, а в Самбийском епископстве действовали 2 мужских монастыря(кармелитов и францисканцев) и 3 женских – цистерцианок, бенедиктинок и Конгрегации св. Елизаветы.

1379 — 1386 гг.

Епископ Дитрих Тило фон Штобенхайн.В 1359-1363 годах был священником в Фишхаузене.

1387 — 1397 гг.

Епископ Генрих Куваль. С 1376 года старший священник Кафедрального собора Кёнигсберга.

1397 — 1414 гг.

 Епископ Самбии Генрих фон Зеефельд

1414 — 1416 гг.

Епископ Генрих фон Шауэнбург.

1416 — 1425 гг.

Епископ Иоганнес фон Зальфельд.

1426 — 1442 гг.

Епископ Михаэль Юнге.

1431 — 1447 гг.

Папа Евгений IV призвал христиан совершить паломничество к месту гибели Святого Войцеха-Адальберта. Тысячи верующих торжественно участвовали в шествиях (удивляя современников). В них принял участие и последний великий магистр Ордена – герцог Альбрехт. 

1442 — 1470 гг.

Епископ Николаус фон Шёнек.

1470 — 1474 гг.

Епископ Дитрих фон Куба. В 1474 году в подземелье замка Тапиау был заточен на голодную смерть.

1474 — 1497 гг.

Епископ Иоганнес Ревинкель.

1497 — 1503 гг.

Епископ Николаус Кройдер.

1503 — 1505 гг.

Епископ Пауль фон Ватх.

1505 — 1518 гг.

Епископ Гюнтер фон Бюнау.

1518 — 1525 гг.

Последний епископ Георг фон Поленц. Принял евангелическое учение. 10.12. 1525 г. Самбийское епископство и часть Варминского официально перешли в лютеранство. Все епископства и монастыри присоединены к государству. Католическая церковь на этих землях прекратила свое существование. Упразднили мессы, удалили алтари и иконы. Священники обязаны были сдать золотую и серебряную церковную утварь, которая отсылалась на переплавку. Около 13 % братьев Ордена во всей Пруссии остались верны Католической Церкви и не приняли учение Лютера. Георг фон Поленц женился, из резиденции Самбийских епископов в Фишхаузене переехал в летнюю резиденцию Нойхаузен.

1577 г.

Синод в Пётркове (Польша) в присутствии апостольского нунция Викентия Лаурео и примаса Польши Якуба Уханьского выразили просьбу возродить Самбийское епископство и вернуть в лоно Католической церкви.

1605 г.

Герцог Иоахим Фридрих гарантировал католикам свободу вероисповедания и возможность строить часовни и храмы.

1614 г.

С благословения Варминского епископа Симона Рудницкого началось строительство католического храма в Закхайме (один из районов в Кёнигсберге). Открыт через два года. 11.12.1616 г. состоялась первая месса. В 1754 г. в храме пожар, но к 1777 г. Закхаймская католическая церковь восстановлена. Некоторые переделы – передачи храма 1876 – 1889 гг., но в 1889г. церковь возвращена Римской курии (5 тысяч прихожан получили возможность молиться в своем храме, на своем языке слушать проповеди) и 25 лет пробст Иоанн Шадовский служил в нем верой и правдой (его стараниями построено ещё 4 католические церкви). В 1960-е руины костела снесены.

В декабре 1617 г. Папа Павел V закрепил католиков Пруссии под юрисдикцию Варминского епископа. С 1635 г. Варминский епископ добавил титул «…et Sambiensis». В 1772 г. все католические епископы подчинены юрисдикции протестантам. В 1821 г. папа Пий VII упразднил Самбийское епископство (с двумя приходами и часовней в Мемеле) и территория Калининградской области в состав Варминского епископства.

1758 — 1762 гг.

Восточная Пруссия и Кёнигсберг в составе Российской империи. В Кёнигсберге 18 храмов (14 лютеранских, 3 кальвинистских и одна римско – католическая церковь). В Штайдамском храме св.Николая начал служить православный священник. Построили«литовский костел» в Тильзите, часовню в Лохштедте.

1822 — 1900 гг.

В 1822 г. на месте гибели Войцеха-Адальберта установлен крест из дуба с металлической оградой. В 1831 г. на берегу моря на его месте установлен большой (около 10-и метров) крест из чугуна на четырех гранитных тумбах в память о епископе Войцехе-Адальберте. В 1897 г. крест обновили, украсили кованными дубовыми листьями и виноградной лозой, красивая ограда, цветник по периметру.(крест исчез после Второй мировой войны). В январе 1852 г. создан Самбийский деканат с резиденцией в Кёнигсберге и ему подчинены приходы Тильзита (где сохранилось прихожан в два раза больше), Мемеля, Шилльгаллена и Бартшкемена (около Пиллькаллена/Добровольска/). В этом же году появился пастырский центр в Хайлигенбайле/Мамоново/, в 1857 – в Бильдервайтшене /Луговое/ (который стоит по сей день), в1863 – в Ридельсберге, в 1864 – в Инстербурге (в 1993 г. возвращено католикам).В 1864 г. в храм в Фишхаузене получил от Фридриха Вильгельма IV две статуи – Святого Войцеха-Адальберта (в натуральную величину в епископском облачении, с епископским посохом в правой руке) и епископа Георга фон Поленца. В 1864 г. в Кёнигсберг возвратились монахини из Конгрегации св. Елизаветы. В 1898 г. учреждена главная обитель прусской провинции Конгрегации св. Елизаветы. В 1869 г. из Самбийского деканата выделен Литовский деканат с резиденцией в Тильзите. В 1870-м в католических приходах 6378 верующих, а в 900 – 10 616.

1904 — 1948 гг.

В 1904 – 07 гг. в Кёнигсберге построена католическая церковь Святого Семейства (сейчас концертный зал). В 1910 г. в Пиллау построена католическая церковь «Мария Морская звезда» (единственная в городе с башней). В 1931 – 32 гг. – Святого Иосифа (перестроен до неузнаваемости), в 1932 г. – закончено строительство католического храма Святого Адальберта (начали в 1904 г.) /сейчас лаборатория/.В 1938 г. в нынешней Калининградской области было 17 католических приходов и 25 часовен. С 1948 г. в Калининградской области не было ни одной религиозной общины.

1965 — 1988 8гг.

В 1965 г. зарегистрировались баптисты, а 23 апреля 1985 г. Русская Православная Церковь получила разрешение на существование в Калининграде. В 1988 г. к тысячелетию Крещения Руси открылась Православная Церковь св. Николая.

1990 г.

1-го ноября 1990 г. Калининградский гос. университет открыл двери для священника Анупраса Гауронскаса и состоялась первая после войны официальна св.Месса. В следующем году ему доверили попечение над католиками всей Калининградской области.

1991 г.

В апреле. за десять дней до дня памяти Святого Войцеха-Адальберта, Папа Иоанн Павел II назначил Тадеуша Кондрусевича архиепископом в Москве для католиков европейской части России, а значит и для Калининградской области. В июне Тадеуш Кондрусевич направил в Калининград священника Ежи Стецкевича. Зарегистрирован первый приход Святого Семейства, а месса совершалась у стены католического храма Святого Семейства. Первый католический центр в Калининграде создан в вагончике-часовне на ул. Марины Расковой (эта улица ранее носила имя Святого Адальберта). Часовня на колесах использовалась для богослужений по городам области до 1993 г.

 1992 — 1995 гг.

В 1992 г. областная администрация приняла решение передать общине католический храм Святого Адальберта, но по сей день решение не выполнено. Радостные верующие в скором ожидании возвращения храма зарегистрировали второй католический приход -Святого Адальберта. В 1992 г. католикам вернули церковь в Большакове и Черняховске, а в Калининград прибыли первые монахини Конгрегации Божьей Матери Шенштаттской и монахини- св. Семейства из Назарета — назаретанки. В 1993 г. в области -монахини Конгрегации св. Екатерины Александрийской.С весны 1994 до лета 2000 часовня на ул.Лесопильной вмещающая около 500 верующих была единственным католическим храмом в Калининграде. В 1995 г. верующих посетил апостольский нунций архиепископ Д. Буковски.

1997 г. – 1998г.

23 апреля 1997 г. на месте гибели Святого Войцеха-Адальберта установлен крест. В следующем году началось строительство храма Святого Войцеха-Адальберта. Первым построенным объектом была часовня Божьей Матери Фатимской.

2005 г.

750 лет после создания города закончилось строительство храма Святого Войцеха-Адальберта в Калининграде

Святые мощи Войцеха-Адальберта хранятся в соборах Польши, Германии, Италии, Чехии, но и в существующем ныне храме Святого Войцеха-Адальберта в Калининграде. Войцех-Адальберт является покровителем нашего храма и главное его почитают не только прихожане этой церкви, не только в Польше и Чехии, но и православные. В этой прекрасной католической церкви находятся реликвии Святого Иоанна Павла II, в храме ещё реликви ишести святых. Удивительно реликвии не заперты под замок, а часто выставляются(в ноябре целый месяц находились у алтаря), а святыни Святого Войцеха-Адальберта и Святого Иоанна Павла II совершают паломничество по домам и квартирам всех прихожан.